ДПО «Особенности организации работы педагога дополнительного образования с детьми ОВЗ и с инвалидностью в образовательных организациях разного типа»

Аннотация к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности организации работы педагога дополнительного образования с детьми ОВЗ и с инвалидностью в образовательных организациях разного типа»

Нормативно-правовая база, в соответствии с которой разработана программа:

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444);

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально–психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 ВК 641/09;

  • Постановление Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;

  • Письмо Минпросвещения РФ от1.08.2019 года № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Концепция развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.06.2020 г. №357;

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

  • Приказ №629 от 27.07.2022 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 г. N 690 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Башкортостан до 2030 года»;

  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» от 30.12.2022 № АБ-3924/06.

Цель: совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для деятельности педагога дополнительного образования в области инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, профориентации обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области профессиональной деятельности.

Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций — деятельности педагога дополнительного образования по реализации адаптированных программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

В целом после освоения программы планируется усовершенствовать необходимые умения и получить знания по применению современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проведению учебных занятий, с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии, а также современных информационных технологий и методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования.

Трудоемкость программы: 72 часа.

Структура программы:

  1. Нормативно-правовой модуль

    1. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью на современном этапе.

    2. Основные понятия и категории инклюзивной образовательной среды.

  2. Психолого-педагогический модуль.

    1. Специальные условия для организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей с ОВЗ.

    2. Характеристика групп детей с разными образовательными потребностями.

    3. Особые образовательные и социокультурные потребности детей с ОВЗ и с инвалидностью в условиях дополнительного образования.

    4. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

    5. Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном дополнительном образовании.

  3. Предметная деятельность

    1. Организационные основы педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ.

    2. Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых. Педагогические технологии специального образования.

    3. Педагогическая диагностика в работе педагога.

    4. Выстраивание индивидуального плана на основе критериального подхода к выявлению и поддержке одаренности.

    5. Разработка, реализация и оценка эффективности АДОП для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, в том числе проявивших выдающиеся способности в творчестве, в науке и в спорте.

    6. Проектирование и оформление АДОП с использованием «Конструктора АДОП».

    7. Методика организации проектно-творческо-исследовательских конференций с учетом разных образовательных потребностей детей.

Формы обучения: очно с применением дистанционных образовательных технологий.

Формы контроля: тестирование, практическая работа, направленная на анализ кейса.

Выдаваемый документ: удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Составитель: начальник отдела реализации программ и методического обеспечения ГАУ ДПО РМЦ ДО РБ Михайлова Т.Ю., начальник инфомационно-аналитического отдела ГАУ ДПО РМЦ ДО РБ Канциал К.М.

Прокрутить вверх